Собственность как общественное отношение

На очередном витке развития общества некоторые отношения в модернизированном виде имеют свойство повторяться. В России, пережившей революцию 1991-1993 годов и последующую депрессию, также, как и после Октябрьской революции и периода «реконструкции» 1930-х годов, возникают вопросы: как и чему учить молодежь; каково содержание современного нравственного идеала? В этой связи знакомство граждан и власти с отрицательным и положительным опытом предков и предыдущей власти не будет лишним. Для ознакомления с ним историк может и должен использовать детскую литературу как источник.

Объект исследования в монографии – советское общество и государство 30-50-х годов, которые породили детскую литературу своего времени. Предмет – отражение общества в литературе, ставшей средством пропаганды, детерминированное потребностями общества, осознанными через специфическое видение мира государственными служащими и писателями. Видение выражено в идеалах, ценностях, культурных нормах. Воздействие социальных норм, отраженных в литературе, на сознание и поведение читателей составляет еще один аспект предмета.

В ходе дискуссии о детской литературе конца 20-х – начала 30-х годов Горький выступил против утилитарной и тенденциозной позиции чиновничества, которое видело в литературе только средство «внушения» выгодных власти идей.

Подробно изложено содержание идеологии сталинизма и пропаганды в конце 1947 года. Одним из его важнейших элементов был государственный патриотизм, официальное содержание которого включало в себя преданность государству и народу, добросовестный труд на благо общества. Но слова камуфлировали иное: требование беспрекословного подчинения властям, конкретному руководителю, необходимость некритически воспринимать внушаемые пропагандой идеи. Номенклатура спекулировала на естественном патриотизме миллионов людей, отстоявших независимость Родины в войне.

В 1943-1945 годах были созданы новые произведения литературы, отразившие жизнь детей, подростков и молодежи в годы войны. Это повесть Кассиля «Дорогие мои мальчишки. Командосы Рыбачьего Затона», роман Фадеева «Молодая гвардия» и вторая часть «Двух капитанов» Каверина, ряд других.

Собственность – основа, становой хребет любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении.

В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике России и сложившейся в данный момент экономической и политической ситуации отношения форм собственности играют далеко не последнюю из ролей в стабилизации экономического положения в стране.

Собственность как общественное отношение выступает в различных формах. Это не мешает каждой из них, включая индивидуальную, оставаться общественной формой в силу разделения общественного труда, взаимосвязанности производственной деятельности отдельных производителей в рамках единого комплекса отношений человека с природой.

Проблема соотношения двух категорий - собственности и рынка - в сущности, сводится к вопросу о том, зависит ли обособленность и соответственно самостоятельность хозяйствующего субъекта от формы его имущественных прав. В какой мере та или иная форма собственности создает (или не создает) благоприятные условия для принятия эффективных хозяйственных решений рыночными агентами - вот что представляет интерес в первую очередь.


      Поиск
      Разделы